НАСЛЕДИЕ МЕСЬЕ МУШОНА

Французский гравёр на металле Луи-Эжен Мушон (1843–1914) по праву считается крупнейшим мастером эпохи эклектики. Его тончайшие гравюры вызывали восторг у ценителей прекрасного во многих странах мира. Л.-Э. Мушон тонко, с соблюдением всех градаций тона гравировал аллегорические и эмблематические композиции для французских марок. С созданных им марок, посвящённых Олимпиаде в Афинах, началась история олимпийской филателии (Илл. 1).


В 2024 году исполняется 110 лет со дня смерти Л.-Э. Мушона. А в прошлом году было отмечено 180-летие художника и 120-летие со дня его приезда в нашу страну. В 1903 году он был приглашён в Россию для создания проектов почтовых марок с портретом императора Николая II. До нас дошли типографские пробы этих талантливо нарисованных и выгравированных знаков почтовой оплаты. Однако выпуск не состоялся из-за событий, связанных с Первой русской революцией. Ныне эти пробные оттиски хранятся в Центральном музее связи им. А.С. Попова (Илл. 2).


Творчество Л.-Э. Мушона находится на стыке эклектики и модерна. Ещё выходили марки в стиле викторианского дизайна, но уже набирал силу стиль ар-нуво, который дал мировому почтовому дизайну столь многое. Во Франции стандартные почтовые марки (вернее, их изображения) получали название по именам создателей эскизов. Так появились словосочетания тип Саж, тип Мушон и тип Мерсон (это разные композиции французских стандартных марок, самой известной из которых по праву считается Марианна-сеятельница).

Именно Л.-Э. Мушон выгравировал знаменитый сюжет «Марианна-сеятельница», который был положен в основу французских стандартных марок начала ХХ века. Композиция была выгравирована на основе медали работы выдающегося французского скульптора и медальера Оскара Роти (1846–1911). На марке и медали была изображена Марианна — символ Франции — в виде идущей по полю сеятельницы (Илл. 3).


Этот талантливый скульптор недаром считался новатором в медальерном искусстве. Он отказался от высокого гурта и вместо высокого рельефа прибегал к плоскому. Современник знаменитых О. Родена, Э.А. Бурделя и А. Майоля, он был ярким представителем символизма и модерна.

О. Роти пользовался огромным уважением среди своих коллег-медальеров и среди представителей других искусств. В 1897 году он стал президентом Академии искусств Франции. Л.-Э. Мушон и О. Роти — создатели образа Марианны — пользовались огромным уважением в художественной среде Франции.

Для фигуры сеятельницы позировала француженка Шарлотта Раго. Она позировала обнажённой, и в истории почтового дизайна (и в истории графики как французского, так и мирового модерна) это уникальный случай, когда для одетой фигуры позировала обнажённая модель (Илл. 4). По другим источникам, для Марианны позировала итальянка Розалинда Пески. Для О. Роти (и для Л.-Э. Мушона) этот заказ стал этапным в карьере.

 

Присмотревшись внимательнее к новым знакам почтовой оплаты, французы были поражены: Марианна сеяла против ветра. Это было необычно, и сам собой напрашивался вывод о том, что художник допустил серьёзную ошибку. Назревала сенсация. Но власти не спешили уничтожать выпущенные в свет знаки почтовой оплаты или хотя бы остатки тиража. Почему же ошибка не была исправлена?

Всему виной совершенство композиции, которая была столь тщательно продуманной, что ничего уже не хотелось исправлять. Фигура Марианны отличалась необыкновенной грацией и изяществом. Её волосы развевались так красиво, что художнику простили ошибку, и чиновники почтового ведомства решили ничего не переделывать. Изображённая девушка вполне заслуживала быть аллегорией Франции. Волосы развевались почти как у Венеры на картине Боттичелли. Туника красиво облегала её стройное тело. Новая лирическая героиня быстро стала одним из символов французского модерна.

Этот поистине легендарный мотив «продержался» на французских стандартных марках много лет. Применительно к этой марке (вернее, марок разных номиналов было множество, а уникальным был сам мотив) закрепилось два понятия — «линеарная сеятельница» и «рельефная сеятельница» (напечатанные соответственно металлографией и типографским способом). Сеятельница печаталась также в буклетах, причём сегодня эти буклеты стали большой редкостью.

Эта марка, так же как и шедевры викторианского дизайна, полюбилась филателистам во всём мире. О ней выходят не только статьи, но и монографии. А поскольку изображение Марианны-сеятельницы встречается ещё и на французской монете в 5 сантимов, Л.-Э. Мушона уважают не только коллекционеры марок, но и собиратели монет (Илл. 5).


Жизнь Л.-Э. Мушона можно вполне считать успешной. Начав свою карьеру гравёра в период эклектики, художник благополучно дожил до эпохи модерна. Рассматривая выгравированные им греческие марки к Олимпиаде 1896 года, мы видим, насколько близко эклектика приблизилась к декоративизму модерна. Талантливый Л.-Э. Мушон показал зрителям новую грань своего творчества: он создал цикл гравюр на античные сюжеты. Среди марок на спортивную тему эта серия по праву считается настоящим шедевром (Илл. 6).


В эпоху модерна марками с изображением сеятельницы пользовались для оплаты писем многие знаменитые люди, например, А. Матисс и В.И. Ленин. Известен и конверт, адрес на котором надписан рукою художника Р. Дюфи.

В СССР не очень любили стиль модерн, но когда издавали сборники писем В.И. Ленина, его открытки со стандартными марками Европы попадали на обложки и форзацы книг. Так репродукции «Марианны» достигли многотысячных тиражей. Сохранилось несколько конвертов, надписанных рукою В.И. Ленина, которые дошли до наших дней и хранятся в архивах. Впрочем, марку можно было увидеть и помимо ленинской темы, а именно в филателистической литературе (Илл. 7).


Почтовая марка с изображением сеятельницы встречается нам в фильме режиссёра Ф. Трюффо «Зелёная комната» (1978), а из фильмов, созданных за пределами Франции, — в картине Д. Кроненберга «Опасный метод» (2011).

Французский юморист А. Алле придумал анекдот: парижанин, далёкий от филателии, приходит на почту и просит продать ему марку для письма. «Какую?» — спрашивает почтовый служащий. «Потемнее, пожалуйста», — отвечает отправитель письма, — «ведь конверт пойдёт на юг Франции».

Удивительное дело! Были люди, не имевшие представления о номинале и считавшие, что главное для письма — это чтобы марка не выгорела на южном солнце. А сегодня обыватели знают больше о стандартных марках? Наверное, бывает-по разному…


Андрей Дьяченко

« назад